Версия сайта для слабовидящих
22.12.2020 09:22
122

12. Доступная среда

IMG_93181324Безымянный

 

 

                                        УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

                                                                                                                                                                                                                В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию без барьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Поэтому наш детский сад принимает на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги МБДОУ должны научиться работать с разно уровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.

Предметно-развивающая среда

В нашем МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем МБДОУ способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ в нашем МБДОУ.

Для проведения практических занятий с воспитанниками с ОВЗ и детьми инвалидами в учреждении используются: групповые помещения, спортивный и музыкальный залы. Их используют для проведения занятий, развлечений и праздников. Музыкальный зал оснащен музыкальными инструментами, фортепиано, акустической системой, магнитофоном, мультимедийным оборудованием. Имеется костюмерная. В спортивном зале для занятий физкультурой имеется разнообразное физкультурное оборудования и пособия.

   Также имеются: принтер, сканер, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.

О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете, у воспитателей в групповых помещениях.

Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В методическом кабинете имеются: компьютеры, принтер, сканер, стеллажи для пособий и методической литературы для воспитателей, дидактический, раздаточный и справочный материал для проведения образовательной деятельности, в том числе, с детьми-инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ созданы все условия для полноценной двигательной активности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В МБДОУ  имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, мягкие блоки и др. Спортивный зал обеспечен всем необходимым для занятий воспитанников с инвалидностью и ОВЗ.

На улице оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидов. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.

О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ и ОСП для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

Печатные - пособия и др.;

Электронные - мультимедийные обучающие комплекты;

Аудиовизуальные - видеофильмы обучающие, познавательные и т.д.;

Наглядные плоскостные - плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;

Демонстрационные - муляжи, макеты, стенды и др.;

Спортивные - спортивное оборудование.

Средства обучения и воспитания соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ООД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей - инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.

О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.

О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

О специально оборудованных учебных кабинетах

Специально оборудованные учебные кабинеты в МБДОУ отсутствуют. Образовательная деятельность в том числе воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, проводится в групповых помещениях.

Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью для детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.

Созданная с учетом возрастных особенностей детей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и детей инвалидов, соответствующая современными требованиями. Развивающая предметно-пространственная среда в группах (РППС) развивает мелкую моторику, формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. Развивающая Предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.

Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

ОУ

Адрес МБДОУ

Наличие кнопки
вызова/телефон

Предоставление услуг

Информация по доступности

МБДОУ детский сад
№10 города Ставрополя

355021, Российская Федерация, Ставропольский край, г.Ставрополь, ул.Алексея Яковлева,3.

Имеется кнопка вызова
8(8652)99-02-86

Здание МБДОУ
соответствует
требованиям доступности
для инвалидов

Категория обслуживаемых инвалидов:

передвигающиеся на коляске

с нарушением опорно-двигательного аппарата

с нарушением зрения

с нарушением слуха

Автостоянка для инвалидов - есть
Сменные кресла-коляски - имеются
Поручни - имеются
Пандусы - имеются
Лифт - имеется
Раздвижные двери - нет

 

Для маломобильных групп населения входы в учреждения оборудованы пандусами. На каждом этаже здания имеются санитарные комнаты для МГН с кнопкой экстренного вызова. В учреждении предусмотрен лифт для транспортировки маломобильных групп населения на второй этаж.

Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

На центральном входе МБДОУ установлено новое оборудование по программе «Доступная среда» - тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.

При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

О специальных условиях питания

В МБДОУ организовано пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, уплотнённый полдник, ужин) соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды питаются совместно с другими воспитанниками.

Создание отдельного меню для детей инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.

В каждой группе вывешивается меню на каждый день, подписанное заведующим детским садом. Меню сбалансировано по белкам, жирам, углеводам, выведены калории.

Медицинская сестра МБДОУ постоянно взаимодействует с родителя (законными представителями) воспитанников.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» контролируется медицинской сестрой.

Обеспечивается систематический контроль санитарно-гигиенической безопасности питания воспитанников, в том числе, воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов.

О специальных условиях охраны здоровья

В МБДОУ созданы все условия для охраны здоровья воспитанников, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам, в том числе с ОВЗ и детям – инвалидам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения.

В учреждении имеется лицензированный медицинский блок, который находится на первом этаже здания (кабинет медсестры, процедурный кабинет, изолятор). Медицинское обслуживание воспитанников организовано квалифицированными медицинскими работникам.

С целью охраны и укрепления здоровья детей в МБДОУ  используются здоровье сберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В МБДОУ  с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

- проведение профилактических осмотров;

- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;

- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ воспитанникам, детям-инвалидам и ОВЗ к сети Интернет не предоставляется.

Педагоги МБДОУ  имеют доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям ежедневно и используют полученную информацию при проведении непрерывной образовательной деятельности, в процессе индивидуальной и коллективной работы.

Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ обучающихся, в том числе детей инвалидов и детей с ОВЗ к электронным ресурсам не предусмотрен.

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования не предусмотрено.

Родителям важно знать!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

- дошкольное воспитание;

- внешкольное воспитание и образование;

- среднее общее образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.